Существует два основных метода анализа вибрации оборудования. Первый — метод огибающей. Этот метод предполагает математическое преобразование исходного сигнала. Второй — это метод ударных импульсов SPM, который инженеры технического сервиса успешно используют на протяжении нескольких лет. В этой статье приведены пять основных преимуществ использования метода SPM в диагностике роторного оборудования.

Чувствительность

Измерение не вибрации (следствие), а ударных импульсов (источник) датчиком специальной конструкции, являющимся своеобразным усилителем, работающим на собственной резонансной частоте, и одновременно фильтром, позволяющим улавливать ударные волны от работающего подшипника и при наличии вибрации, которая не является помехой для измерений, либо при её отсутствии. Это позволяет определить начало зарождения дефектов.

Относительная простота использования

Для определения состояния подшипника достаточно провести измерение при известных его геометрических размерах и скорости вращения (в отличие от метода огибающей, где нужно выбрать частотный диапазон, фильтр и пр.).
Оценка состояния подшипника производится по автоматически рассчитываемым параметрам:

  • показатель смазки LUB (безразмерный, уменьшается при ухудшении смазки)
  • код состояния подшипника CODE (буквенный, отражает категорию состояния подшипника)
  • показатель состояния подшипника COND (безразмерный, растет при ухудшении состояния)

Значения параметров состояния интерпретируются следующим образом. Число LUB показывает толщину масляной пленки между элементами качения и дорожками подшипника в относительных единицах. LUB = 0 означает работу без смазки. Для шарикового подшипника числа LUB = 1 и 2 означают граничную смазку, более высокие значения — полную смазку. Для роликовых подшипников значения LUB от 1 до 4 означают граничную смазку, более высокие значения — полную смазку. При ухудшении состояния подшипника (коды состояния C и D) показатель смазки LUB не выдается.

Коды состояния CODE:

  • A — Подшипник находится в хорошем состоянии. На поверхностях качения, несущих нагрузку, повреждений нет. Недостатка смазки нет.
  • B — Указывает на работу без смазки. По различным причинам не обеспечивается разделение тел качения и дорожек подшипника полноценной непрерывной пленкой смазки.
  • C — Появляется в случае повышенного уровня ударных импульсов, что свидетельствует либо об ухудшении состояния смазки, либо о начале повреждения подшипника.
  • D — Появляется в случае высокого уровня ударных импульсов, что свидетельствует либо об ухудшении состояния смазки, либо о развитом повреждении подшипника.

Показатель состояния COND указывает на степень поверхностного напряжения и повреждения рабочих поверхностей элементов подшипника и представляет собой:

  • COND ниже 30 — незначительное повреждение
  • COND от 30 до 40 — развитие повреждения
  • COND свыше 40 — тяжелое повреждение (max COND = 65)

При хорошем состоянии подшипника (код состояния A) показатель состояния COND не выдается.

Независимость оценки состояния от изменений скорости

Параметры состояния LUB, COND и CODE будут постоянными при переменной скорости работы подшипника, если условия его работы и смазки неизменны. Следовательно, нет необходимости пересчитывать значения ударных импульсов при различных скоростях работы подшипника для определения и изменения установок тревог.

Возможность оценки качества и количества смазки

Показатель смазки LUB позволяет определить достаточность и качество смазочной пленки в подшипнике, ухудшение свойств которой либо ее отсутствие является причиной в 90% случаях выходов из строя подшипников.

Использование спектрального анализа ударных импульсов SPM-спектр

Спектральный анализ ударных импульсов SPM-спектр позволяет достаточно точно определить вид дефекта, что особенно важно при наличии дефектов сепаратора.