Если смазывающий слой между дорожками и телами качения слишком тонкий, то вершины шероховатостей кратковременно соприкасаются друг с другом. При этом на поверхностях возникают мельчайшие трещины. Такой процесс именуют поверхностным разрушением. Трещины подобного рода не следует смешивать с усталостными трещинами, которые образуются в подповерхностном слое и приводят к образованию усталостных раковин (шелушение, питтинг). В рассматриваемом процессе поверхностные разрушения первоначально микроскопически малые, затем быстро увеличиваются и, в конце концов, препятствуют плавному вращению подшипника.

Трещины описанного вида могут ускорить процесс образования усталостных трещин под поверхностью дорожек качения и этим снизить долговечность подшипника. При достаточном смазывании нет опасности возникновения разрушений описанного вида до тех пор, пока смазывающий слой не становится слишком тонким, либо вследствие изменения вязкости масла из-за повышения температуры, либо при чрезмерном возрастании нагрузки.

Картина явления:

  • первоначально невооруженным глазом обнаружить повреждения невозможно
  • на последующих стадиях разрушения поверхности становятся заметными маленькие, плоские лунки с кристаллическим изломом.

Причины:

  • недостаточное смазывание или неблагоприятные условия смазывания (возрастание температуры, чрезмерная нагрузка).

Решение:

  • улучшить смазывание
  • посетить семинар в Учебном центре "Подшипник-Контракт-Сыктывкар" - «ПКС - 03. Смазывание подшипников. Системы смазки».